16.05.2021

Инна Демченко: узнать все, или Больше никаких секретов

Постановление № 42 от 25.05.2017 Национального банка Украины Об утверждении Изменений к Положению об осуществлении банками финансового мониторинга, которое вступает в силу с 1 сентября 2017 года – существенно меняет правила ведения банковского бизнеса для всех участников процесса.

Так, кроме уже привычной для большинства клиентов процедуры первичной идентификации на этапе установления деловых отношений (открытия счетов),  теперь банки обязаны более детально изучать своих клиентов. Выяснять цель и характер будущего сотрудничества, анализировать и оценивать их финансовое состояние.

Такая  процедура будет проводиться регулярно, в процессе всего обслуживания клиента с целью выявления операций которые не соответствуют их  виду  деятельности, в которых отсутствует экономический смысл или операций, несоизмеримых с размером получаемых доходов, о которых сообщил клиент.    
 
Нужно сказать, что процедура “Знай своего клиента”  (“Know your customer”) не является новой, так как уже давно и активно применяется в мировой практике. Ее цель – минимизировать риски, связанные с возможным отмыванием денег, подозрительными финансовыми операциями, которые могут нанести банку репутационные риски, убедиться в прозрачности  операций клиента и обеспечить сотрудничество исключительно в рамках правового поля.
 
При этом большинство клиентов насторожено реагируют на просьбы банка подтвердить источник происхождения средств,  предъявить документы, которые подтверждают их финансовое состояние (договора купли-продажи имущества, справки о доходах, получение наследства  и т. д. – авт.).

Это вызвано тем фактом, что на протяжении многих лет банки конкурировали между собой в надежде привлечь внимание клиента на обслуживание, при этом анализ его деятельности и прозрачности операций не всегда был на первом месте.

Клиентам сложно перестроиться и подтверждать свои доходы не только при получении кредитов, но  и при открытии счетов или размещении депозитов.

Кроме этого, им не всегда удобно отвечать на вопросы которые задает банк в надежде лучше узнать своего клиента.
 
Тем не менее, Постановление  НБУ № 42 устанавливает новые правила для всех участников банковского рынка, и единственный выход – это стремительно адаптироваться к изменениям.

Если у банка не будет информации о том, откуда клиент получил средства, которые проходят по его счетам (если их объемы существенно превышают доходы клиента – авт.), или если  платежи со счета не связаны со сферой деятельности (например, он занимается изготовлением мебели, а осуществляет оплату за поставки зерновых  культур – авт.), то банк обратится к клиенту и попросит объяснить эти операции.

Важно помнить, что если клиент откажется или не сможет этого сделать – банк имеет право отказать в проведении конкретной операции или заблокировать счет клиента.   
 
Клиентам важно понимать, что прохождение такой процедуры — это абсолютно естественный процесс, ведь перед выбором обслуживающего банка они также  анализируют и собирают информацию о нем, изучают финансовые показатели, результаты деятельности. Так и банк перед принятием решения о начале сотрудничества с клиентом должен лучше узнать его, выяснить, в какой сфере деятельности он работает, кем являются его родственники и т. д.

Этот процесс можно сравнить с проверкой безопасности в аэропорту – не всем пассажирам может понравиться досмотр личных вещей, тем не менее им нечего опасаться, если они не перевозят ничего запрещенного, а также понимают, что это неизбежная процедура для осуществления полета.
   
Инна Демченко, начальник отдела координации, поддержки сети и альтернативных каналов продаж ПАОКБПРАВЭКСБАНК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *