Эксперт: Выход на мировые рынки для многих украинских производителей — условие выживания

Выход на мировые рынки сейчас является для многих украинских производителей условием их выживания. Об этом в комментарии для Finance.UA рассказал Андрей Попов, директор по развитию Kreston GCG.

Угрозы, которые несут проблемы в торговых отношениях с Россией и странами ТС, снижение покупательской способности на внутреннем рынке, а также возможности, которые дали автономные преференции ЕС в рамках Соглашения о ЗСТ, оказывают серьезное влияние на данный процесс в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
 
В то же время, наибольшие успехи пока демонстрирует только аграрная отрасль.
 
“Так, по итогам первого полугодия 2015 года, экспорт мяса птицы в ЕС вырос в 3,1 раза, до $27,3 млн, по яичным продуктам — в первой половине 2014 года данная продукция не экспортировалась, а за аналогичный период 2015 года объемы экспорта составили $4,5 млн, по томатной пасте — в 9,5 раза, до $6,9 млн, по обработанному зерну злаков — в 1,9 раза, до $5,6 млн, по сахару и кондитерским изделиям из сахара — в 1,8 раза, до $17,8 млн, по готовой продукции из зерна — в 1,3 раза, до $18 млн. В ближайшее время Украина планирует открыть также рынок молочных продуктов ЕС”, – пересичлил Андрей Попов.
 
Объем совокупного экспорта продукции АПК (растениеводство, пищепром и растительные масла) в 16,6 млрд. долл. за 2014 год превысил объем экспорта металлургии (15,2 млрд. долл.), а также превышает объем экспорта машиностроительной (7,1 млрд.), добывающей (6,1 млр.) и химической отраслей (3,1 млрд.), вместе взятых.
 
Очевидно, что 2015-2016 гг. продемонстрируют еще больший рост доли АПК в структуре экспорта, поскольку на другие традиционные экспортные отрасли Украины (металлургия, машиностроение, химпром) негативные факторы оказывают более деструктивное действие, чем на АПК (вооруженный конфликт в Донбассе, разрыв отношений с Россией, девальвация в Китае и т.д.).
 
“Впрочем, экспорт продукции АПК имеет ту же проблематику, что и экспорт продукции металлургии – в аграрной сфере Украина специализируется на экспорте сырья или продукции с наименьшей добавочной стоимостью (зерно, растительное масло)”, – добавил эксперт. Кроме того, в современной экономике ставка только на сельское хозяйство без развития промышленности и услуг неспособна обеспечить устойчивого развития страны.
 
К сожалению, продукция украинского машиностроения преимущественно востребована только внутри страны и в России, которая по объективным и субъективным причинам сокращает и будет сокращать закупки этой продукции в Украине. Таким образом, весомых факторов, которые могли бы остановить деиндустриализацию Украины, пока нет.
 
Что касается экспорта услуг, то львиную долю экспорта Украины занимают товары, а услуги пока составляют примерно 17% (для сравнения, доля услуг в экспорте США или ЕС составляет около 30%). При этом сфера IT, на которую делаются большие ставки, согласно данным Госстата составляет всего 2% украинского экспорта. Вероятно, столь низкие показатели обусловлены высокой степенью тенезации в данной отрасли. Аналогичная ситуация наблюдается и с большей частью поступлений от украинских «заробитчан» за рубежом, которые также не учитываются в статистике ВВП.