Банкротство 76 банков в Украине показало, что законодательное поле абсолютно не готово к цифровому обществу, — юрист

В нашей стране использование цифровых каналов без соответствующего бумажного подтверждения может привести к финансовым потерям конечных потребителей.

Об этом рассказал Ростислав Кравец, адвокат и юрист, старший партнер АФ «Кравец и Партнеры».

По его словам, основное, с чем сталкиваются юридические компании и их клиенты, это подтверждение зачисления средств на счет. Казалось бы, в наше время стремительного развития технологий, когда люди получили возможность переводить средства друг другу и зачислять их на свой счет с помощью электронных каналов, это оказалось потенциальной угрозой их деньгам. Без бумажного подтверждения эти операции могут оказаться неподтвержденными.

Как отметил эксперт, банкротство 76 банков в Украине показало, что наше законодательное поле абсолютно не готово к цифровому обществу. Яркий пример этому — банкротство «Дельта Банка», который предлагал услугу онлайн-депозитов. После введения администрации в банк большинство из этих онлайн-депозитов просто исчезли. Аналогичную ситуацию можно было наблюдать недавно и в банке «Михайловский».

Как же быть с электронным подтверждением транзакций пользователей? Приватбанк, к примеру, призывает совершать все операции, в том числе пополнение депозитного счета, через банкомат и терминал. Эти устройства выдают чек на термальной бумаге, который в последствии не признается самими сотрудниками банка как доказательство совершения операции.

Г-н Кравец также рассказал такой пример из своей практики. Его клиент, у которого на счету находилось 200 тысяч евро, не смог получить свой вклад. В официальном ответе банка значилось, что его счет попал под контроль финмониторинга. Причина при этом указывалась следующая: 200 евро, которые клиент вносил на счет два месяца назад, оказались поддельными. Поэтому пока в течение определенного периода времени не будет проведена проверка (а это зачастую несколько месяцев), все счета клиента будут заблокированы.

Ростислав обратил внимание на то, что на чеке из терминала должна быть электронная цифровая подпись (в самом низу чека) для признания его действительным и использования в качестве доказательства. При этом в случае возникновения споров сами банки требуют наличия мокрой печати непосредственно на этом чеке. Поэтому юрист посоветовал в современных условиях развития технологий и согласно действующим требованиям законодательства не пользоваться цифровыми услугами без бумажного подтверждения. Например, в случае оформления онлайн-депозита лучше потратить время на поход в банковское отделение, чтобы получить договор о размещении депозита на бумаге.

Также г-н Кравец рассказал о случае из практики взимания оплаты за услуги, подключенные к карте, даже после завершения срока ее действия. К примеру, по истечении срока клиент, ни о чем не догадываясь, продолжает оставаться подключенным к смс-информированию. По истечении двух-трех лет банк уведомляет пользователя о том, что его задолженность составляет около 3-4 тысяч гривен. Чтобы не платить за «призрачную» услугу, юрист настоятельно советует по окончанию срока действия карты или после выплаты кредита отправиться в банк и потребовать справку о прекращении всех отношений с этим финучреждением.

Как отметил г-н Кравец, сумма выигранных им в судах дел только против Приватбанка составляет 8,5 млн грн.